Адюльтер - супружеская
неверность
|
Назад
|
Даже
при самом поверхностном размышлении о проблеме супружеской верности/неверности
можно довольно быстро обнаружить любопытный факт: таковая буквально
пронизывает чуть ли не все ипостаси бытия современного человека.
Адюльтер фигурирует везде, где только можно, - от библейских стихов
до сборников популярных анекдотов, от страниц историй болезни до
материалов уголовных дел... В общем, проблема вполне "тянет"
на статус глобальной - недостаток "судьбоносности" для
всего человечества в данном случае с лихвой компенсируется драматизмом,
привносимым феноменом супружеской измены в жизнь сотен миллионов
конкретных людей.
Среди сложнейшего комплекса эмоций, ассоциирующихся
с адюльтером, пожалуй, самой опасной (и разрушительной для здоровья
и жизни индивидуумов) можно смело признать ревность.
Таковая порой толкает людей на поступки, в сравнении
с которыми уголовный порыв шекспировского мавра кажется едва ли
не невинной шалостью.
Принимающая бредовые масштабы ревность тысячелетиями
смертельно отравляла жизнь огромному количеству людей и продолжает
успешно делать это по сей день - с той лишь поправкой, что число
терзаемых ею субъектов стало гораздо больше. И потому было бы удивительным,
если бы современная наука оставила в покое попытки добраться до
"естественных" корней как самой супружеской неверности,
так и столь бурной реакции человеческих существ на сексуальную измену
со стороны своих постоянных партнеров.
Результаты самой свежей из таких попыток недавно увидели
свет на страницах научного журнала Personality and Individual Differences.
Знакомство с оригинальными выводами, сделанными авторами не менее
оригинального по своему замыслу исследования, на мой взгляд, могло
бы оказаться познавательным и небесполезным для очень многих читателей
- собственно, ради этого и написана сегодняшняя заметка.
Свои изыскания в области биологии адюльтера ученые
начали с пресной лабораторной "прозы" - подсчета количества
сперматозоидов в эякуляте мужчин-добровольцев, предварительно разбитых
на две группы. Первую составили представители сильного пола, с гордостью
носящие почетное звание "отличный семьянин" - все свое
сколько-нибудь свободное от работы время таковые проводили в лоне
семьи (т.е. в обществе собственной супруги). Во вторую группу вошли
мужчины, образ жизни которых менее соответствовал семейным идеалам,
- характер работы и прочие сансарические моменты частенько отводили
им на пребывание в обществе постоянной партнерши лишь около 5 процентов
от всего времени. В общем, житейский аналог анекдотического образа
"мужа в перманентной командировке". Можно только воображать,
какой азарт загорелся в глазах ученых, когда они обнаружили, что
среднее количество спермиев в эякулятах первой группы добровольцев
почти в два раза ниже, чем во второй.
С установления факта благотворного влияния на качество
спермы временной недоступности постоянной партнерши в этом исследовании
и начинается высокая научная пиитика на любимую большинством мировых
религий тему - "человек слаб и слишком часто прислушивается
к зову своей несовершенной плоти". Обнаруженную разницу в количестве
спермиев ученые склонны трактовать в рамках так называемого феномена
"соревнования спермы" - под последним в биологии понимается
агрессивная настороженность организма любого самца по отношению
к перспективе появления в своем семействе потомков самца-конкурента.
Настороженность эта реализуется не только на поведенческом уровне
- согласно современным научным представлениям, далеко не все из
человеческих сперматозоидов изначально имеют конкретную "оплодотворяющую
задачу". Для значительной части спермиев генетически диктуемой
функцией является... борьба с "чужими" сперматозоидами,
встреченными в половых путях партнерши. Так что резкое увеличение
продукции половых клеток яичками мужчин, вынужденных частенько оставлять
свою супругу "без присмотра", в какой-то мере можно объяснить
активной мобилизацией именно этой категории спермиев.
По мнению биологов-зоологов, для оправдания таких
действий со стороны "мужского" организма оснований более
чем достаточно - общеизвестно, что "женская" биология
(в широком смысле) ориентирована прежде всего на зачатие, и в реализации
этого мощнейшего инстинктивного желания "личность" конкретного
"самца" принципиальной роли не играет. Ослабление сексуального
интереса к самке со стороны "постоянного партнера" (в
т.ч. и временное отсутствие самца в непосредственной близости) подсознательно
воспринимается последней как тревожный сигнал о возможном срыве
Главной Программы под названием "зачатие". Следующим действием
самки является поиск любой возможности заполучить "мужской
вклад" в это самое зачатие - и вот тут-то обычно появляются
на сцене столь нелюбимые мужскими особями самцы-конкуренты.
Следует заметить, что предыдущий абзац в общем-то
посвящен половому поведению... обезьян, однако все это в определенной
степени свойственно и Царям Природы - лучшим тому доказательством
служит статистика экспертизы отцовства, а также результаты некоторых
изысканий, ставивших своей целью определить, как часто в половых
путях замужних дам встречаются "посторонние" сперматозоиды.
Итак, первый вывод принял какие-никакие очертания
- до обидного "беспринципная" женская запрограммированность
на зачатие провоцирует мужской организм на не менее провокационную
физиологическую перестройку работы собственных детородных органов.
Но это еще не все - авторы этой же статьи предполагают, что само
подсознательное ощущение угрозы супружеской измены жены заставляет
перестраиваться и сексуальное поведение мужчины, находящегося далеко
от дома. Древняя филогенетическая память, доставшаяся в наследство
от предков, настойчиво нашептывает такому мужчине, что было бы неплохо
"инсталлировать" его генетическую программу в какую-нибудь
яйцеклетку, находящуюся поблизости, поскольку в "законно принадлежащую"
ему яйцеклетку, возможно, уже "инсталлирована" программа
другого мужчины.
Все это, разумеется, лишь предположения - не лишенные,
однако, оснований. И довольно остроумные, между прочим. По крайней
мере, основываясь на них, вполне можно частично объяснить с биологических
позиций особенности сексуального поведения некоторых мужчин. Я имею
ввиду те особенности, которые приводят к присвоению индивидууму
"народных" характеристик типа "казанова" или
"донжуан" (в более жестких вариантах - "бабник"
или вообще, по-хазановски: kobelino). Нет, предположение о том,
что мужчины этого типа столь живо реагируют на любое женское присутствие
потому, что им в наследство досталась филогенетическая память десятков
поколений отъявленных "рогоносцев", будет, пожалуй, малооправданным.
Но факт остается фактом - определенная запрограммированность на
максимальное тиражирование своей генетической информации у мужчин
имеется вне всяких сомнений. Так же, впрочем, как и у женщин. Причем
выраженность этой запрограмированности у представителей обоих полов
- не самая последняя среди собратьев по эволюции. Это иллюстрируется
еще одной любопытной мыслью ученых.
Дело в том, что склонность к супружеским изменам у
приматов тем выше, чем более интенсивным является сексуальный интерес
самца к самке. А последний, в свою очередь, зависит от... относительных
(к размерам тела) размеров яичек самцов. Например, среди шимпанзе
промискуитет считается гораздо более частым явлением, чем среди
горилл, - и при этом относительные размеры семенников шимпанзе в
несколько раз раз больше, чем таковые у горилл. Так вот, относительные
размеры человеческих яичек находятся в промежутке между соотношениями,
свойственными двум вышеозначенным видам приматов. И соответственно
напрашивается вывод: вполне естественная тяга "налево"
в буквальном смысле генетически присуща как сильной, так и слабой
половине человечества.
В общем, мужчины изменяют женам, потому что опасаются
измены со стороны супруг, которые не удовлетворены сексуальным интересом
со стороны своих мужей, которые... Очевидно, что продолжать эту
цепь можно с любого звена и в любую сторону - а это значит, что
вопрос, аналогичный пресловутому спору о первичности курицы или
яйца, применительно к супружеской измене остался по-прежнему неразрешенным.
Для того чтобы "закрыть" болезненную проблему адюльтера
в конкретной семейной паре, есть два очевидных пути. Первый предусматривает
постоянную заботу о поддержании гармонии всяческих отношений между
супругами (сексуальных - не в последнюю очередь). А второй... Второй
заключается во взаимной выработке "философского" взгляда
на эту проблему - что, кстати, успешно практикуют многие люди. Каждый
выбирает по себе, как говорится...
http://date.bos.ru
|