Когда в школу?

Назад

 

СЕЙЧАС МОЖНО ОТДАВАТЬ МАЛЫША В ШКОЛУ КАК С ШЕСТИ, ТАК И С СЕМИ ЛЕТ. НА ЧТО ЖЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ, ПРИНИМАЯ РЕШЕНИЕ?

Начальная школа теперь будет четырехлетней, но это не значит, что отдавать детей учиться надо с шести лет. Министерством образования обозначена лишь нижняя планка: нельзя брать в школу ребенка, которому на первое сентября не исполнилось шести лет, а с шести или с семи лет идти в школу, решают родители.

Кстати, важно знать, что начальная школа теперь для всех (а не только для шестилеток) будет продолжительностью четыре года. Причем на четырехлетку перейдут не только школы, участвующие в эксперименте с двенадцатилетним образованием, но и те, в которых дети, как прежде, учатся одиннадцать лет.

Нужно ли семилетнему ребенку четыре года учиться по программе начальной школы? Дети и учителя разные, непохожи и условия в семьях и школах, но вообще-то программа "началки" вполне доступна шестилетним, если проходить ее за четыре года.
Суть перехода к традиционной четырехлетней начальной школе в том, чтобы сделать первый период обучения для детей более мягким, а переход к учебной деятельности - более плавным. У малышей появляется хорошая возможность постепенно адаптироваться к режиму учебных занятий. Не для кого не секрет, что высокие нагрузки трехлетней начальной школы - учебные, эмоциональные и физические - приводили к перенапряжению, что, естественно, здоровья не добавляло...

Я хочу учиться!

Руководитель проекта "Начальная школа XXI века" профессор Наталья Федоровна Виноградова считает, что в четы-рехлетней начальной школе может учиться любой шестилетка. В этой ситуации есть шанс обеспечить гораздо более бережное отношение к нему. Надо иметь в виду, что шесть лет - благоприятный период для начала обучения, ребенок просто требует учить его, и вы неизбежно будете делать это, даже если решили пока не отдавать в школу. Увы, многие мамы занимаются с малышом "по наитию", считают, что если ребенок знает буквы, значит, может читать. Думают, что. посадив его срисовывать прописи, помогут ему писать без ошибок. Но чтобы не потерять очень важный год в становлении ребенка как ученика,  как человека, который познает мир. надо начать обучение грамотно. Идти в первый класс в шесть лет выгодно еще и потому, что у нас в принципе  неправильно рассматривается подготовка к школе: большинство учителей и родителей понимают ее как раннее изучение программы первого класса.

Многие за год до школы стараются освоить букварь. Ребенок первый год учебы держится на этом небогатом запасе, а потом начинается провал, потому что нет тех навыков, которые действительно должны быть сформированы. Раньше готовность к обучению определялась знанием определенных предметов. Сейчас специалисты осторожно говорят и учителям, и родителям, что знания - это не цель, а всего лишь средство для достижения другой целей - развития.
Развитие - это не само знание, а умение им пользоваться, добывать его, анализировать и искать причины своих промахов. Есть и новые показатели: развитие мышления, воображения и речи. А одна из самых важных целей - формирование умения учиться.

Лицом к ребенку

Начальник отдела начального образования Министерства образования России Ирина Анатольевна Петрова подчеркивает, что в подготовке Письма "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" приняли участие и физиологи, и медики, и педагоги. И там есть много важных моментов, о которых родителям полезно знать.

  • Если раньше адантационный период ограничивался двумя неделями, то сейчас он увеличен до целой первой четверти. В это время должна преобладать игра, гюдвижная деятельность ребенка. Уроки-игры, экскурсии, игры- путешествия постепенно знакомят ребенка с учебной работой, но недалеки и от того времяпрепровождения, к которому он привык. Это хорошо как для семилеток, так и для шестилеток. Учителям даны определенные рекомендации, например, какие можно провести экскурсии, как их связать с дальнейшим обучением.

  • Если набирается достаточно детей, которым требуется группа продленного дня, то она должна быть организована, причем в случае необходимости она действует и во время каникул. При этом важно, что учебная деятельность не может занимать вторую половину дня и в продленной группе.

  • Если ваш первоклашка сразу же после школы уходит домой, то рекомендации для группы продленного дня полезно знать и вам: ребенок должен гулять не меньше двух раз в день, смотреть телевизор лучше не чаще нескольких раз в неделю и не дольше 30 минут

  • Рекомендованная продолжителыюсть учебной недели - пять дней, а дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков, и то только со второй четверти, в первой (в адаптационный период) - три урока, а остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурой и развивающими играми.

  • Продолжительность уроков в первом классе - всего 35 минут. Это значит, что к 12 часам дети могут идти домой, вовремя пообедать, погулять и поспать, если им требуется дневной сон. В первом классе учителя не должны придумывать никаких факультативов, а также дополнительных занятий с отстающими.

  • В первом классе четырехлетней начальной школы нет домашних заданий.

Раньше - не значит лучше

Родителей всегда волнует вопрос о том, как надо готовить детей к школе. Главное - не пытайтесь учить малыша так, как это делают в школе, да еще не в современной, которая всячески старается учитывать потребности ребенка, а в прежней, традиционно жесткой.

В дошкольном возрасте надо решать, множество совсем иных задач: развивать творческие способности и художественно - эстетические возможности.

Сейчас же во многих подготовительных группах детских садов и в подготовительных классах и студиях просто стоят парты, дети сидят в статичных позах, перед ними учитель и доска.

По этому поводу специалисты Министерства образования подготовили Письмо ,, О приведении в соответствие содержания образования с возрастными психолого-физиологическимн особенностями детей". В нем особо подчеркивается: нельзя допускать того, чтобы программа начальной школы использовалась для работы с дошколятами. Зачем натаскивать детей на знание алфавита и счет, отбивая у них еще до школы желание учиться?
Нужно больше развивать речь, мышление, память, а также коммуникативные навыки.

В Москве провели обследования детей, с которыми интенсивно занимались в дошкольных гимназиях и различных студиях. Положительный эффект только один: увеличение запаса сведений. Ребята рассказывают и про отрицательное число, и про планеты Вселенной, и про политику. Но если комплексно изучать их интеллект - вербальные и невербальные его параметры. - то отдельные структуры "рассыпаются", вместо того чтобы поддерживать друг друга. Ничего хорошего в этом нет. Физиологов удивил результат: раннее обучение затормаживает зрительно-моторные координации (именно те функции, которые лежат в основе письма и которые так активно развивают при подготовке к школе рисованием или штриховкой).
Оказалось, если нагрузка большая и длительная, то вместо развития начинается торможение. К сожалению, у нас не очень принято заботиться о здоровье, пока проблемы не становятся кричащими. Но вы ведь любите своего ребенка и должны знать, что показатели детского здоровья от несоразмерных нагрузок ухудшаются.

Есть и еще один нежелательный эффект неудачного раннего обучения: 71% детей, прошедших обучение в дошкольной гимназии, идти в школу не хотят!

Ведь они уже знакомы с недовольством взрослых, знают, что такое "не получается" и понимают, какого большого напряжения требует классная работа.

Вопрос безопасности

Как определить, готов ли ребенок сесть за парту?

Вот мнение директора Института возрастной физиологии РАО профессора, лауреата президентской премии в области образования Марьяны Михайловны Безруких: "О школьной зрелости или готовности учиться абстрактно говорить трудно. Надо знать, какие условия обучения в школе, куда идет ребенок, что станут от него требовать, какая будет система работы? Если вы собираетесь отдать малыша в школу, где с первого класса начинают учить иностранный язык. где работа будет очень интенсивная, а дома с первого дня придется много заниматься дополнительно, то можно сразу назвать три фактора, которые будут противопоказанием: ребенок часто болеет; у него есть какие-то хронические заболевания, даже в состоянии ремиссии (в таких условиях это состояние скоро закончится и начнется обострение); у него низкий уровень речевого развития".

Готовить малыша к школе нужно по индивидуальным адаптивным программам. Сейчас в продаже есть методички, с помощью которых вы сможете дома заниматься с ребенком.

В Институте возрастной физиологии выпущено пособие "Ступеньки к школе" с советами для учителя или родителей и пятью тетрадями с заданиями для ребенка. С помощью этой программы вы сможете выявить факторы риска в развитии своего ребенка, определить, какие функции у него еще не достаточно сформированы, чтобы начинать обучение в той форме и в том темпе, какие сложились в массовой школе.

Рабочие тетради готовят малыша к требованиям, которые к нему предъявит школа: он должен уметь скопировать простую фигуру, выполнить графические задания, различить даже сходные по конфигурации буквы и т.д. "Тренируем пальчики", "Учимся рисовать фигуры", "Учимся находить одинаковые фигуры", "Учим"я рассказывать по картинкам", "Азбука письма" - создавая эти тетради, специалисты руководствовались тем, что подготовка к школе все равно так или иначе щ.ет и дома, и во всевозможных студиях, и лучше это делать грамотно и строго дозировать. Чтобы развивать ту или иную функцию, нужна долгая и систематическая работа, а для этого у педагога или родителя должно быть достаточное количество заданий.

В каждой тетрадке их 96. Вы можете варьировать их: ведь 1-3 задания в день - это пять минут интересной работы, а эффект будет очень значительный.

Принимая ребенка в школу, педагоги часто просят составить рассказ по ряду последовательных картинок. Даже дети с прекрасным словарным запасом, бывает, затрудняются, если они подобного просто-напросто никогда не делали.
Тетрадь "Учимся рассказывать по картинкам" поможет малышу в этом. Сейчас производится немало всевозможных развивающих материалов для дошкольников, но многие из них дороги. Пуговицы, шнурок и картон - вот все материалы, которые потребуются для занятий но рабочей тетради "Тренируем пальчики", и именно за это родители благодарят специалистов Института возрастной физиологии: "Мы можем реально использовать ваши рекомендации".

Ищем не школу, а педагога

Готовность к школе - это только один фактор, который может повлиять на то, будет ли ребенок успешно учиться. Еще один, не менее серьезный - учитель. Увы, многие педагоги по-прежнему работают с классом "вслепую", ориентируясь на среднего ученика. Один первоклашка, например, не может передать форму фигуры - ну не получается у него вычертить подобную, соблюдая пропорции. Другой плохо ориентируется на плоскости: выполнить команды "вправо", "влево", "вверх", "вниз" сложно, да и отсчитать нужное число клеточек на листе не получается... Третий не в состоянии выявить признак, по которому можно провести классификацию, например отделить фрукты от овощей...

Ни одна из этих трудностей не является противопоказанием для начала учебы, но только при одном условии: если доброжелательный учитель оудет с самого первого урока индивидуально работать с ребенком.

Учитывая это, воспользуйтесь советом: если вы знаете, что в этом году первый класс берет учительница, о которой вы слышали много хорошего, отдавайте своего шестилетку в школу, не задумываясь.

С учителем может и не повезти. Но если уж вы отдали ребенка в школу, не забывайте, что вы в первую очередь его союзник. Ваша помощь не в том, чтобы загружать его дополнительными заданиями, а в том, чтобы твердо верить: у него все получится, и убеждать в этом малыша, а может быть, и учителя. Теперь даже в министерском документе (Письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы") запрещены слова: "Быстрее!", "Задерживаешь всех!" и т.н. При неправильном ответе ученика нельзя говорить: "Не думал", "Не старался", "Неверно", лучше обходиться репликами: "Ты так думаешь", "Это твое мнение", "Давай послушаем других" и т.д. Там же записано, что никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, его личностные качества, своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Уж если это предписано учителям, давайте не будем строже чужой тети. Зато на похвалы скупиться не стоит. Обязательно отмечайте каждый успех, каждое правильно сделанное задание, говорите ребенку: молодец, умница, прекрасно; сегодня лучше, чем вчера; ты меня очень порадовал своей работой
 

  • Это важно знать: никаких экзаменов при приеме в начальную школу быть не должно. Ребенок, достигший шестилетнего возраста, имеет право учиться в первом классе, и, чтобы записать его в школу, достаточно вашего заявления и медицинской карты, где указано его физическое состояние, а в конце есть заключение: готов к обучению.

  • Недопустимо и делить детей на классы по уровню развития. Сегодня есть педагогические технологии, позволяющие работать с очень разными детьми. Подтянуть тех, кто не вполне готов к школе, позволяет и длинный адаптационный период. Вот для этой работы в школе может проводиться диагностика, чтобы установить, какая помощь необходима ребенку. Но важно, что малыша сначала принимают в школу, а уж потом детально с ним знакомятся, а не проверяют "на входе", чтобы о отбросить неугодных или неудобных.

Мой ребенок


Вернуться назад

Обсудить эту тему в форуме

Рассылка:

Партнеры
--

1