СЕЙЧАС МОЖНО
ОТДАВАТЬ МАЛЫША В ШКОЛУ КАК С ШЕСТИ, ТАК И С СЕМИ ЛЕТ. НА ЧТО ЖЕ
ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ, ПРИНИМАЯ РЕШЕНИЕ?
Начальная школа теперь будет четырехлетней, но это
не значит, что отдавать детей учиться надо с шести лет.
Министерством образования обозначена лишь нижняя планка: нельзя
брать в школу ребенка, которому на первое сентября не исполнилось
шести лет, а с шести или с семи лет идти в школу, решают родители.
Кстати, важно знать, что начальная школа теперь
для всех (а не только для шестилеток) будет продолжительностью
четыре года. Причем на четырехлетку перейдут не только школы,
участвующие в эксперименте с двенадцатилетним образованием, но и
те, в которых дети, как прежде, учатся одиннадцать лет.
Нужно ли семилетнему ребенку четыре года учиться
по программе начальной школы? Дети и учителя разные, непохожи и
условия в семьях и школах, но вообще-то программа "началки" вполне
доступна шестилетним, если проходить ее за четыре года.
Суть перехода к традиционной четырехлетней начальной школе в том,
чтобы сделать первый период обучения для детей более мягким, а
переход к учебной деятельности - более плавным. У малышей
появляется хорошая возможность постепенно адаптироваться к режиму
учебных занятий. Не для кого не секрет, что высокие нагрузки
трехлетней начальной школы - учебные, эмоциональные и физические -
приводили к перенапряжению, что, естественно, здоровья не
добавляло...
Я хочу учиться!
Руководитель проекта "Начальная школа XXI века"
профессор Наталья Федоровна Виноградова считает, что в
четы-рехлетней начальной школе может учиться любой шестилетка. В
этой ситуации есть шанс обеспечить гораздо более бережное
отношение к нему. Надо иметь в виду, что шесть лет - благоприятный
период для начала обучения, ребенок просто требует учить его, и вы
неизбежно будете делать это, даже если решили пока не отдавать в
школу. Увы, многие мамы занимаются с малышом "по наитию", считают,
что если ребенок знает буквы, значит, может читать. Думают, что.
посадив его срисовывать прописи, помогут ему писать без ошибок. Но
чтобы не потерять очень важный год в становлении ребенка как
ученика, как человека, который познает мир. надо начать
обучение грамотно. Идти в первый класс в шесть лет выгодно еще и
потому, что у нас в принципе неправильно рассматривается
подготовка к школе: большинство учителей и родителей понимают ее
как раннее изучение программы первого класса.
Многие за год до школы стараются освоить букварь.
Ребенок первый год учебы держится на этом небогатом запасе, а
потом начинается провал, потому что нет тех навыков, которые
действительно должны быть сформированы. Раньше готовность к
обучению определялась знанием определенных предметов. Сейчас
специалисты осторожно говорят и учителям, и родителям, что знания
- это не цель, а всего лишь средство для достижения другой целей -
развития.
Развитие - это не само знание, а умение им пользоваться, добывать
его, анализировать и искать причины своих промахов. Есть и новые
показатели: развитие мышления, воображения и речи. А одна из самых
важных целей - формирование умения учиться.
Лицом к ребенку
Начальник отдела начального образования
Министерства образования России Ирина Анатольевна Петрова
подчеркивает, что в подготовке Письма "Об организации обучения в
первом классе четырехлетней начальной школы" приняли участие и
физиологи, и медики, и педагоги. И там есть много важных моментов,
о которых родителям полезно знать.
-
Если раньше адантационный период ограничивался
двумя неделями, то сейчас он увеличен до целой первой четверти. В
это время должна преобладать игра, гюдвижная деятельность ребенка.
Уроки-игры, экскурсии, игры- путешествия постепенно знакомят
ребенка с учебной работой, но недалеки и от того
времяпрепровождения, к которому он привык. Это хорошо как для
семилеток, так и для шестилеток. Учителям даны определенные
рекомендации, например, какие можно провести экскурсии, как их
связать с дальнейшим обучением.
-
Если набирается достаточно детей, которым
требуется группа продленного дня, то она должна быть организована,
причем в случае необходимости она действует и во время каникул.
При этом важно, что учебная деятельность не может занимать вторую
половину дня и в продленной группе.
-
Если ваш первоклашка сразу же после школы уходит
домой, то рекомендации для группы продленного дня полезно знать и
вам: ребенок должен гулять не меньше двух раз в день, смотреть
телевизор лучше не чаще нескольких раз в неделю и не дольше 30
минут
-
Рекомендованная продолжителыюсть учебной недели -
пять дней, а дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков, и
то только со второй четверти, в первой (в адаптационный период) -
три урока, а остальное время заполняется целевыми прогулками,
экскурсиями, физкультурой и развивающими играми.
-
Продолжительность уроков в первом классе - всего
35 минут. Это значит, что к 12 часам дети могут идти домой,
вовремя пообедать, погулять и поспать, если им требуется дневной
сон. В первом классе учителя не должны придумывать никаких
факультативов, а также дополнительных занятий с отстающими.
-
В первом классе четырехлетней начальной школы нет
домашних заданий.
Раньше - не значит лучше
Родителей всегда волнует вопрос о том, как надо
готовить детей к школе. Главное - не пытайтесь учить малыша так,
как это делают в школе, да еще не в современной, которая всячески
старается учитывать потребности ребенка, а в прежней, традиционно
жесткой.
В дошкольном возрасте надо решать, множество
совсем иных задач: развивать творческие способности и
художественно - эстетические возможности.
Сейчас же во многих подготовительных группах
детских садов и в подготовительных классах и студиях просто стоят
парты, дети сидят в статичных позах, перед ними учитель и доска.
По этому поводу специалисты Министерства
образования подготовили Письмо ,, О приведении в соответствие
содержания образования с возрастными психолого-физиологическимн
особенностями детей". В нем особо подчеркивается: нельзя допускать
того, чтобы программа начальной школы использовалась для работы с
дошколятами. Зачем натаскивать детей на знание алфавита и счет,
отбивая у них еще до школы желание учиться?
Нужно больше развивать речь, мышление, память, а также
коммуникативные навыки.
В Москве провели обследования детей, с которыми
интенсивно занимались в дошкольных гимназиях и различных студиях.
Положительный эффект только один: увеличение запаса сведений.
Ребята рассказывают и про отрицательное число, и про планеты
Вселенной, и про политику. Но если комплексно изучать их интеллект
- вербальные и невербальные его параметры. - то отдельные
структуры "рассыпаются", вместо того чтобы поддерживать друг
друга. Ничего хорошего в этом нет. Физиологов удивил результат:
раннее обучение затормаживает зрительно-моторные координации
(именно те функции, которые лежат в основе письма и которые так
активно развивают при подготовке к школе рисованием или
штриховкой).
Оказалось, если нагрузка большая и длительная, то вместо развития
начинается торможение. К сожалению, у нас не очень принято
заботиться о здоровье, пока проблемы не становятся кричащими. Но
вы ведь любите своего ребенка и должны знать, что показатели
детского здоровья от несоразмерных нагрузок ухудшаются.
Есть и еще один нежелательный эффект неудачного
раннего обучения: 71% детей, прошедших обучение в дошкольной
гимназии, идти в школу не хотят!
Ведь они уже знакомы с недовольством взрослых,
знают, что такое "не получается" и понимают, какого большого
напряжения требует классная работа.
Вопрос безопасности
Как определить, готов ли ребенок сесть за парту?
Вот мнение директора Института возрастной
физиологии РАО профессора, лауреата президентской премии в области
образования Марьяны Михайловны Безруких: "О школьной зрелости или
готовности учиться абстрактно говорить трудно. Надо знать, какие
условия обучения в школе, куда идет ребенок, что станут от него
требовать, какая будет система работы? Если вы собираетесь отдать
малыша в школу, где с первого класса начинают учить иностранный
язык. где работа будет очень интенсивная, а дома с первого дня
придется много заниматься дополнительно, то можно сразу назвать
три фактора, которые будут противопоказанием: ребенок часто
болеет; у него есть какие-то хронические заболевания, даже в
состоянии ремиссии (в таких условиях это состояние скоро
закончится и начнется обострение); у него низкий уровень речевого
развития".
Готовить малыша к школе нужно по индивидуальным
адаптивным программам. Сейчас в продаже есть методички, с помощью
которых вы сможете дома заниматься с ребенком.
В Институте возрастной физиологии выпущено пособие
"Ступеньки к школе" с советами для учителя или родителей и пятью
тетрадями с заданиями для ребенка. С помощью этой программы вы
сможете выявить факторы риска в развитии своего ребенка,
определить, какие функции у него еще не достаточно сформированы,
чтобы начинать обучение в той форме и в том темпе, какие сложились
в массовой школе.
Рабочие тетради готовят малыша к требованиям,
которые к нему предъявит школа: он должен уметь скопировать
простую фигуру, выполнить графические задания, различить даже
сходные по конфигурации буквы и т.д. "Тренируем пальчики", "Учимся
рисовать фигуры", "Учимся находить одинаковые фигуры", "Учим"я
рассказывать по картинкам", "Азбука письма" - создавая эти
тетради, специалисты руководствовались тем, что подготовка к школе
все равно так или иначе щ.ет и дома, и во всевозможных студиях, и
лучше это делать грамотно и строго дозировать. Чтобы развивать ту
или иную функцию, нужна долгая и систематическая работа, а для
этого у педагога или родителя должно быть достаточное количество
заданий.
В каждой тетрадке их 96. Вы можете варьировать их:
ведь 1-3 задания в день - это пять минут интересной работы, а
эффект будет очень значительный.
Принимая ребенка в школу, педагоги часто просят
составить рассказ по ряду последовательных картинок. Даже дети с
прекрасным словарным запасом, бывает, затрудняются, если они
подобного просто-напросто никогда не делали.
Тетрадь "Учимся рассказывать по картинкам" поможет малышу в этом.
Сейчас производится немало всевозможных развивающих материалов для
дошкольников, но многие из них дороги. Пуговицы, шнурок и картон -
вот все материалы, которые потребуются для занятий но рабочей
тетради "Тренируем пальчики", и именно за это родители благодарят
специалистов Института возрастной физиологии: "Мы можем реально
использовать ваши рекомендации".
Ищем не школу, а педагога
Готовность к школе - это только один фактор,
который может повлиять на то, будет ли ребенок успешно учиться.
Еще один, не менее серьезный - учитель. Увы, многие педагоги
по-прежнему работают с классом "вслепую", ориентируясь на среднего
ученика. Один первоклашка, например, не может передать форму
фигуры - ну не получается у него вычертить подобную, соблюдая
пропорции. Другой плохо ориентируется на плоскости: выполнить
команды "вправо", "влево", "вверх", "вниз" сложно, да и отсчитать
нужное число клеточек на листе не получается... Третий не в
состоянии выявить признак, по которому можно провести
классификацию, например отделить фрукты от овощей...
Ни одна из этих трудностей не является
противопоказанием для начала учебы, но только при одном условии:
если доброжелательный учитель оудет с самого первого урока
индивидуально работать с ребенком.
Учитывая это, воспользуйтесь советом: если вы
знаете, что в этом году первый класс берет учительница, о которой
вы слышали много хорошего, отдавайте своего шестилетку в школу, не
задумываясь.
С учителем может и не повезти. Но если уж вы
отдали ребенка в школу, не забывайте, что вы в первую очередь его
союзник. Ваша помощь не в том, чтобы загружать его дополнительными
заданиями, а в том, чтобы твердо верить: у него все получится, и
убеждать в этом малыша, а может быть, и учителя. Теперь даже в
министерском документе (Письме "Об организации обучения в первом
классе четырехлетней начальной школы") запрещены слова:
"Быстрее!", "Задерживаешь всех!" и т.н. При неправильном ответе
ученика нельзя говорить: "Не думал", "Не старался", "Неверно",
лучше обходиться репликами: "Ты так думаешь", "Это твое мнение",
"Давай послушаем других" и т.д. Там же записано, что никакому
оцениванию не подлежат темп работы ученика, его личностные
качества, своеобразие психических процессов (особенности памяти,
внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Уж если это
предписано учителям, давайте не будем строже чужой тети. Зато на
похвалы скупиться не стоит. Обязательно отмечайте каждый успех,
каждое правильно сделанное задание, говорите ребенку: молодец,
умница, прекрасно; сегодня лучше, чем вчера; ты меня очень
порадовал своей работой
-
Это важно знать: никаких экзаменов при приеме в
начальную школу быть не должно. Ребенок, достигший шестилетнего
возраста, имеет право учиться в первом классе, и, чтобы записать
его в школу, достаточно вашего заявления и медицинской карты, где
указано его физическое состояние, а в конце есть заключение: готов
к обучению.
-
Недопустимо и делить детей на классы по уровню
развития. Сегодня есть педагогические технологии, позволяющие
работать с очень разными детьми. Подтянуть тех, кто не вполне
готов к школе, позволяет и длинный адаптационный период. Вот для
этой работы в школе может проводиться диагностика, чтобы
установить, какая помощь необходима ребенку. Но важно, что малыша
сначала принимают в школу, а уж потом детально с ним знакомятся, а
не проверяют "на входе", чтобы о отбросить неугодных или
неудобных.
Мой ребенок
|