Лето перед школой

Назад

 

Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс.

 Иногда эти тревоги усиливаются, делая воспитательные потуги взрослых судорожно-хаотическими. Лето - долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.


Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? 

Традиционно выделяют три ее аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. 


Об интеллектуальной зрелости 6-7-летних детей говорит умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и их координации.


Эмоциональная зрелость проявляется ослаблением непосредственных, импульсивных реакций малыша на события и умением длительно выполнять не очень привлекательную работу (психологи называют это произвольностью поведения).


Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.


За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе 


Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? 


Скорее всего, нет. Дело в том, что путь развития каждого человека индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, вероятно, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность к обучению.
Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие малыша, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. 

Для того, чтобы вы могли сами оценить подготовленность вашего дошкольника, предлагаем короткий тест.


Готов ли ваш ребенок к школе?


1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?


2. Привлекает ли ребенка в школе то, что он там много узнает или в ней будет интересно учиться?


 3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?


4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?


5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений? 


6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?


7. Умеет ли он изменять существительные по числам?


8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?


9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? 


10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? 


11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? 


12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? 


13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? 


14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?


15. Знает ли ребенок название диких и домашних животных? 


16. Может ли он обобщить понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?


17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.? 18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?


Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:


15-18 - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;


10-14 - вы на правильном пути, малыш многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;


меньше 9 - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. 

Результаты теста могут вас разочаровать. 

Но ведь все мы - ученики в школе жизни. 

Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся совершенствованию.

 Упражнения и игры, выбранные вами для развития дошкольника, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься.

 При подборе заданий обратите внимание на слабые места малыша. И помните, пожалуйста, несколько простых правил:


 Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными. Их длительность не должна превышать 35 минут.


 Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

 Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.


Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам.

 Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать обще развивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.


Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять русские и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т.д.). 

Разучивайте стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторить наизусть услышанный текст и пересказать его своими словами.

 Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.


Очень полезно запоминать предметы, их количество и взаиморасположение: обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

 Предложите запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). 

Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-либиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задания на сравнение двух почти одинаковых рисунков


Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструктором типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления. 

Используйте подручные средства - можно попросить малыша отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички


И какими бы ни оказались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создать здоровый настрой перед школой, чтобы он стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен: отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Софья Наргова-Бочавер, Елена Мухортова


Вернуться назад

Обсудить эту тему в форуме

Рассылка:

Партнеры
--

1